Как понять, что ты ошибаешься

Купить зеркало видеорегистратор

Как узнать, правы ли вы в споре или нет?


Когда кто-то спорит, нам бывает трудно определить, кто прав, а кто – нет. Само собой, речь не идет о ситуации, когда в споре участвуем мы сами – ведь мы то точно не можем ошибаться, верно?

Оказывается, очень даже можем!

Людям бывает очень сложно осознать свою неправоту, и еще тяжелее им отказаться от позиции, которую они уже прочно заняли. Один из авторов интернет-издания Vox Брайан Резник назвал эту способность «интеллектуальной скромностью». Он внедрил этот термин после общения с рядом социологов, которые изучали сам феномен скромности. Интеллектуальная скромность – это не недостаток уверенности или чрезмерная стеснительность. Скорее, это развитое чувство любопытства:


Когда кто-то спорит, нам бывает трудно определить, кто прав, а кто – нет. Само собой, речь не идет о ситуации, когда в споре участвуем мы сами – ведь мы то точно не можем ошибаться, верно?

Оказывается, очень даже можем!

Людям бывает очень сложно осознать свою неправоту, и еще тяжелее им отказаться от позиции, которую они уже прочно заняли. Один из авторов интернет-издания Vox Брайан Резник назвал эту способность «интеллектуальной скромностью». Он внедрил этот термин после общения с рядом социологов, которые изучали сам феномен скромности. Интеллектуальная скромность – это не недостаток уверенности или чрезмерная стеснительность. Скорее, это развитое чувство любопытства:

Это принятие самой возможности того, что вы можете ошибаться, и это стремление быть открытым для опыта других людей. Суть интеллектуальной скромности заключается в том, чтобы активно работать над собственными «слепыми зонами». Иллюстрацией может послужить классический научный метод, когда ученый активно работает против своей собственной гипотезы, пытаясь исключить любые альтернативные объяснения того или иного феномена, прежде чем сделать окончательный вывод. Это когда мы спрашиваем себя: что я тут мог упустить?

Помимо умения первым закончить ненужный спор, у интеллектуальной скромности есть и другие преимущества. Людей, обладающих навыками саморефлексии и самокритики, зачастую отличает более развитое критическое мышление и способность отличать реальные новости и истории от вымышленных или искаженных. Человека, который подвергает сомнению все, даже собственные слова, крайне сложно одурачить.

Как работает наш мозг


Мы склонны смотреть на истину как на некий измеримый абсолют, но в реальности два разных человека могут воспринимать одно и то же явление или событие совершенно по-разному – не только из-за разного жизненного опыта, но и из-за того, как их мозг обрабатывает информацию. Резник приводит в качестве примера недавние споры по поводу  аудио иллюзии «Янни / Лорел» или тех ужасных дебатов поводу цвета платья. Для разных людей одна и та же вещь может звучать или выглядеть по-разному:

Свет проникает в наши глаза, звуковые волны проникают в наши уши, химические вещества проникают в наши носы, и только мозг будет решать, что есть что.

Итак, прежде чем сделать вывод о том, ваш собеседник не знает, о чем говорит, или попросту врет, подумайте лучше над тем, что ваши мозги воспринимают данную ситуацию по-разному.

Еще один интересный факт о работе мозга заключается в том, что чем чаще мы слышим ложь, тем мы более склонны считать ее правдой (что многое объясняет в современном мире). Когда нам что-то постоянно повторяют, нам становится легче это понять, а когда мы то-то хорошо понимаем, мы воспринимаем это как «реальность». Важно помнить, что не всегда то, что мы воспринимаем с легкостью, на самом деле является истиной.

Наконец, наши воспоминания тоже не идеальны. Эту мысль тяжело осознать, поскольку воспоминания – это то, на чем мы строим собственную историю и самосознание. Когда эти вещи рушатся, нам становится страшно. Страх обычно приводит к гневу, а гнев никогда не способствует конструктивному решению проблемы. Если два человека не могут договориться о том, что произошло, возможно, они просто вспоминают события по-разному.

Учитесь интеллектуальной скромности постепенно


Для того чтобы не потерять почву под ногами от внезапной критики всего, что вы помните и во что верите, попробуйте развивать в себе интеллектуальную скромность постепенно. Профессор философии Университета Коннектикута Майкл Линч отметил в интервью Резнику, что людям нужны собственные твердые убеждения, и все дело в балансе.

Линч поясняет: «Личный, экзистенциальный вопрос, который стоит перед вами и мной и каждым думающим человеком, заключается в следующем: «Как открыть свой разум внешнему миру и в то же время сохранить собственные твердые моральные убеждения? Этот вопрос касается каждого из нас».

Это означает, что вы должны быть готовы пересмотреть свои убеждения, дать им возможность развиваться и меняться, и по возможности находить в них недостатки. И когда вы поймете, что были неправы, нужно находить в себе силы это признать.

Признание собственной неправоты


Само собой, это самый сложный аспект. Но если вы готовы приложить определенные усилия, чтобы взглянуть на проблему с чужой точки зрения, то почему бы не попробовать? Это сложно, но вам следует находить утешение в том, что, как говорит Резник, «люди не будут судить вас так строго, как вы сами»:

Проведя ряд исследований, Адам Феттерман, социальный психолог из Университета Техаса в Эль-Пасо, пришел к выводу, что люди воспринимают признание собственной неправоты собеседником вполне адекватно. «Когда мы видим, что кто-то признает собственную неправоту, мы воспринимаем этого человека как более общительного и  дружелюбного», — говорит он. В исследованиях Феттермана почти никогда не происходило так, что «когда человек признавал собственную ошибку, его оппонент начинал думать, что тот менее компетентен».

Источник: 1gai.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: